Россия-Таджикистан. Новые горизонты сотрудничества

Фото: Таджикистан: Памирский тракт
http://life-pics.ru/nature/200-tadzhikistan-pamirskiy-trakt-chast-2.html

Многие уверены, что в Таджикистане — среднеазиатской стране в глубине континента — моря нет и быть не может. Однако у местных жителей в ходу бытует расхожее название — «Таджикское море»: это второе, неофициальное и гораздо более популярное название Кайраккумского водохранилища, созданного в 50-х годах ХХ века, после перекрытия русла реки Сырдарьи при строительстве знаменитой гидроэлектростанции «Дружба народов».

Пусть «море» это невелико, пятьдесят пять километров в длину, двадцать в ширину, но на его берегах раскинулась настоящая курортная зона — санатории, зоны отдыха и детские лагеря, многие из которых были созданы еще в советские времена. Эти места пользуются любовью всей страны.. И сегодня у России и Таджикистана есть новое направление, которое может стать не менее знаменательным примером дружбы наших народов, и связано это направление… с морем!

Да, Таджикистан — страна не морская. Но право на море — имеет.

Согласно п.1 статей 69 -70 Части V Конвенции ООН по Морскому праву от 10 декабря 1982 года «Государства, не имеющие выхода к морю или Государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств и в соответствии с положениями настоящей статьи и статьями 61 и 62».
В соответствии со Статьями 87 и 116 (Конвенции ООН по Морскому праву) «Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми в настоящей Конвенции, и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:
a) свободу судоходства;
b) свободу полетов;
c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, с соблюдением Части VI;
d) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, с соблюдением Части VI;
e) свободу рыболовства, с соблюдением условий, изложенных в Разделе 2;
f) свободу научных исследований, с соблюдением Частей VI и XIII.
Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения:
a) их договорных обязательств;
b) прав и обязанностей, а также интересов прибрежных государств, предусмотренных, в частности, в пункте 2 статьи 63 и в статьях 64 — 67; иc) положений настоящего Раздела.»


Норма потребления рыбы и морепродуктов, рекомендованная Минздравом России, составляет 22 кг на человека в год, соответственно, для обеспечения потребностей населения Республики Таджикистан (9,5 млн.), необходимо примерно 209000 тонн в год. Это достаточно серьезный объем и без собственного флота Республике Таджикистан не обойтись. Фактически, речь идет о создании целой новой отрасли от судостроения до создания национальной рыбопромысловой артели. Ее создание требует новых компетенций, которые возможно приобрести в тесном взаимодействии с Российской Федерацией и ее профильными учебными заведениями.

При условии, что кроме Таджикистана, правом добычи биоресурсов захотят воспользоваться Узбекистан, Кыргызстан и Афганистан, то проект можно масштабировать, создав Консорциум.
Для примерного расчета количества рыбы и морепродуктов, достаточного для обеспечения потребностей населения государств Средней Азии, мы условно берем рекомендации Минздрава России 22 кг. на человека в год.
Таджикистан (9,5 млн)22= 209000 тонн Узбекистан (36 млн.)22=792000 тонн,
Кыргызстан (6,7 млн.)22 = 147400 тонн Афганистан (42,2 млн)22= 928400 тонн
Итого совокупный региональный объем 2076800 тонн в год.

В среднем одно судно БАТМ проекта 1288 «Пулковский Меридиан» в год добывает 7500 тонн. Следовательно, для обеспечения регионального объема рыбы и морепродуктов, необходимо 277 судов. Экипаж судна 94 человека. Только для работы на них, необходимо 26038 человек, а с учетом смены экипажа, в два раза больше.

Судостроение.
Практически невозможно найти такое количество судов на вторичном рынке, да и нужно ли? Прекрасный повод уже усилиями Консорциума создать судостроительную отрасль, подготовить кадры и обеспечить население стран-участниц высококвалифицированными рабочими местами.

Научно-исследовательское и рекреационное рыболовство
Статья 118 регламентирует сотрудничество государств в сохранении живых ресурсов и управлении ими.
«Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства, граждане которых ведут промысел разных живых ресурсов в одном и том же районе или одних и тех же живых ресурсов, вступают в переговоры в целях принятия мер, необходимых для сохранения этих живых ресурсов. В соответствующих случаях они сотрудничают в создании для этой цели субрегиональных или региональных организаций по рыболовству».

Под флагом Таджикистана.

В соответствии со Статьями 90-91 Конвенции ООН по Морскому праву, «Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море» и «Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом».
Создание «Удобного» Флага может стать для Таджикистана еще одним источником дохода бюджета Республики.
Крошечные островные государства, предоставляют услуги своих флагов огромному числу судовладельцев мира. При правильном подходе Таджикистан сможет претендовать на долю этого рынка. Если флаг будет достаточно удобен, будет вполне реален переход под удобный флаг Таджикистана судов различного класса разных судовладельцев мира. Здесь речь идет о создании новых органов государственного администрирования.
Может получиться очень серьезный совместный проект с масштабным мультипликативным экономико-политическим эффектом. В этих условиях решающим будет то, какая страна будет первой в приобретении новых компетенций в судостроении, судовождении, эксплуатации судовых энергетических установок, рыбном промысле и рыбной обработке. Вся техническая литература на Русском языке. Тут страны бывшего СССР имеют очевидное конкурентное преимущество. Консорциум стран во главе с Российской Федерации может способствовать развитию промыслового флота стран Центральной Африки. В качестве участника консорциума может принимать участие Республика Беларусь.

Еще одним важным аспектом является свобода транзита. В соответствии с пп.1-2 Статьи 125 Конвенции ООН по Морскому праву: «Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита посредством двусторонних, субрегиональных или региональных соглашений.»


Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что создание Консорциума для полномасштабного регионального сотрудничества в сфере образования, судостроения, добычи морских биоресурсов, создания собственных флагов и их государственное администрирование, транзита может на десятилетия обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие стран Средней Азии и Центральной Азии и их политическую стабильность.

Оскар Камаев