Консерватория требует глобальной модернизации

Фото: Мария Акимова

Чеминава Мэри Мириановна. Родилась 25 марта 1998 года в Санкт-Петербурге. Живёт с родителями.

Санкт Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Факультет композиции и дирижирования, кафедра хорового дирижирования, 1 курс.

— Расскажи о консерватории. Чем она интересна? Какие, на твой взгляд, у неёпреимущества и недостатки?

— Петербургская консерватория — старейшая в России. Удивительно осознавать, какие музыканты были её выпускниками. Это величайшие композиторы и исполнители, а ещё учёные-музыковеды. Сейчас в вузе есть как исполнительские факультеты, так и музыковедческий, например, с кафедрами этномузыкологии, ДПИ (древнерусского певческого искусства), истории русской и зарубежной музыки. Мы, дирижёры хора и оркестра, относимся к исполнителям. При этом музыковеды всё равно остаются практикующими музыкантами, как и композиторы: у них обязательное фортепиано. У нас тоже куча теоретических предметов, так что образование у всех получается комплексное.

Если говорить о преимуществах, консерватория — это музыкальный вуз с мировым именем и историей, традициями, массой знаний, которые вряд ли ещё где-то можно получить. Огромное количество знакомств и хороший диплом. Достаточно лояльная нагрузка — можно успевать работать и учиться. Лично мне очень повезло попасть к прекрасному педагогу по специальности — Борису Георгиевичу Абальяну, и это дополнительное преимущество.

С недостатками сложнее. Сейчас историческое здание консерватории находится на реконструкции. Она происходит непозволительно долго — уже больше трёх лет, а воз и ныне там. Если ситуация не изменится, скоро выпустится поколение, не учившееся в историческом здании вообще.

Насколько мне известно, Минкульт разорвало контракт с первой компанией, которая этим занималась, и чуть ли не на полгода ремонт был заморожен. Из-за этого мы сейчас базируемся в здании на наб. реки Мойки, неприспособленном для консерватории. Кажется, раньше там были казармы, военное училище или что-то в этом роде. Концертного зала там нет, классов вечно не хватает, слышимость ужасная [Прим. ред.: хорошая слышимость ужасна для здания, где проходят занятия музыки: из разных кабинетов раздаётся пение, звуки фортепиано, различных инструментов]. Недавно был инцидент с огромным количеством плесени на полу из-за некачественного покрытия. Я считаю, что это позорище, и студенты такого исторического вуза заслуживают большего.

Недостаток номер два — консерватория требует глобальной модернизации. Это касается как оборудования, так и учебных программ. Ни то, ни другое не приближается пока к реальной современной музыкальной действительности. В изучаемом репертуаре практически нет современных авторов. Мало того, музыка прошлого столетия в основном ограничивается первой его половиной, в основном русскими композиторами. Подобное отношение делает вуз жутко ретроградным, а выпускников, которые не расширяют свой кругозор и технику вне консерватории — не приспособленными для исполнения серьёзной музыки нашего времени. Немногие педагоги озадачиваются знакомством студентов с новой музыкой или хотя бы середины и конца прошлого века. Более того, большинство педагогов менее осведомлено об этом, чем студенты!

Я считаю, это нонсенс, и думаю, что это связано со средним возрастом педагогов. Очень много совсем пожилых людей, которые, конечно, богаче опытом, но совершенно незнакомы с современными технологиями и искусством. 

Репертуар хора на данный момент меня совершенно не устраивает, он абсолютно не соответствует потенциалу хористов и требованиям времени. 

Я считаю, что в наших реалиях ограничиваться только академическим искусством в программах совершенно неправильно. Масса выпускников не связывает свою жизнь сакадемической музыкой, а создаёт рок-проекты, занимается джазом, поп-музыкой или другими музыкальными направлениями. Академический музыкант должен быть знаком с неакадемическим искусством, знать классику рока, великих джазовых исполнителей, новейшие тенденции. Нельзя проходить мимо того, что давно стало частью нашей жизни. 

Это же относится к информационным технологиям (для которых вообще нет оборудования), курса звукорежиссуры, которого нет, курса современного менеджмента.

— Раз ты заговорила про современную музыку: какие композиторы нашего времени заслуживают внимания?

— Из отечественных — Курляндский, Невский, Сысоев. Из зарубежных, к примеру, Мюрай, Шаррино, Фуррер. Из пишущих для хора могу назвать Васкса, Тормиса, Пярта.

Я дала фамилии очень разных авторов, их, конечно, гораздо больше, и это не какой-то обязательный список, просто с их музыкой я в последнее время так или иначе имела дело как слушатель.

— Какие у тебя любимые дисциплины и педагоги?

— Специальность (у меня это дирижирование) и фортепиано. Педагоги соответственно. Ещё здесь хорошее сольфеджио.

— Ты учишься на бюджете или на платном?  

— На бюджете.

 Расскажи, какого размера стипендияи что нужно делать, чтобы её иметь.

— Нужно учиться без троек. Размер стипендии — 3 000 рублей. И это тоже к недостаткам, потому что прожить на это естественно нельзя, приходится работать, если тебе не помогают родители. Многие студенты из-за этого не посещают занятия, что особо подчеркнуло руководство на вручении студенческих билетов 1 сентября. Но проблема в том, что если быбыла нормальная стипендия, было бы больше стимулов следить за успеваемостью.

— Ты подрабатываешь? Или помогают родители? На чтобольше всего тратишь деньги?

— Конкретно сейчас не подрабатываю — по специальности особо негде. Время от времени пою за денежку. Я больше подрабатывала в колледже. А деньги трачу на еду или билеты на концерты, развлечения. Вообще я пою в профессиональном камерном хоре Festino, за выступления нам платят гонорары. Сейчас стараюсь найти работу именно по специальности, но так, чтобы это не накладывалось на учёбу.

— Переходим к практике. Ты её ещё не проходила в консерватории, верно?

— В консерватории ещё нет. В училище — да, на учебном хоре и отдельно на полупрофессиональном и любительском. Кстати, из-за ремонта у нас массово сокращают состав работников. Перестал функционировать оперный театр, где все проходят практику, икамерный хор, где конкретно хоровики.

— Почему ты выбрала эту профессию? Как давно поняла, что музыка — это твоё?

— Меня отдали в музыкальную школу в пять лет. Поняла, что хочу заниматься музыкой, конечно, гораздо позже, но довольно давно. Кажется, ещё в начальной школе.

Училась играть на фортепиано, но мне не нравилась моя первая педагог, особых успехов я не делала и жутко боялась играть на сцене. Был вариант — теоретическое, меня в этом убеждали некоторые учителя, но мне нравилось петь в хоре, и мама подала идею поступать на хоровое-дирижёрское. Я прикинула, что определенные лидерские способности у меня есть, и до сих пор не пожалела ни разу. Потом в колледже мне перевернули всё представление и об этой профессии и о музыке в принципе, что укоренило моё желание этим заниматься.

— К слову об этом — какое у тебя было представление о профессии и музыке до колледжа и что именно не совпало с реальностью?

— Упрощённое, поверхностное. Я не знала огромного пласта музыки, который открылся только в колледже. И сейчас в консерватории понимаю, что на самом деле все ещё ничего не знаю.

— Где собираешься работать, когда окончишь консерваторию? Или будешь продолжать учиться?

— Я очень бы хотела учиться за границей, но не после консерватории, а попробовать уехать по обмену. Хотя сейчас вуз не обменивает студентов, но бывают разовые акции, и я очень надеюсь, что, может быть, получится.

А насчёт работы — в идеале я хочу создать коллектив на базе современного театра или площадки. Моя мечта — пластический ансамбль, где все участники владеют пластикой тела так же свободно, как голосом. Это что-то вроде идеального оперного хора или ренессансного ансамбля, но при этом я хочу исполнять современную музыку. Было бы здорово, если бы для такого коллектива специально писали перфомансы или придумывали новые жанры. Возможно, это будут какие-то новые формы, отсылающие к ритуалам, возможно, что-то вроде того, что делает Мередит Монк, но с более виртуозным пением. Это довольно утопическая мечта, я думаю, до её осуществления придётся поработать много на менее интересных работах.

Я хочу показать, что хоровое пение — это не какая-то устаревшая вещь, а очень полезная деятельность для саморазвития, раскрепощения, умения работать в коллективе и при должном подходе может дать огромные плоды. Ещё я хочу развеять бытующее представление о дирижёре-диктаторе и попробовать другую форму общения. Мне важно, чтобы в процессе творчества не только я реализовывала свои творческие амбиции, но и каждый участник имел право голоса. В большом хоре это невозможно, в камерном и ансамбле — более чем реально. Ещё мне очень хочется, чтобы в моем воображаемом пока коллективе у всех была хорошая постановка голоса (как смешно это ни звучит, но ни в училище, ни в консерватории этим почти не занимаются на хоре, максимум — помогают, но чаще мешают), каждый участник мог бы спеть хотя бы средней сложности соло.

Кстати, все вышесказанное может относиться и к любителям, но с менее сложным репертуаром. Представь — с хором работает вокалист и хореограф, первый ставит голос, второйубирает зажимы и работает с пластикой тела. Я — организую, разучиваю репертуар, подогреваю интерес, обучаю и дирижирую на концертах. Приходят в хор люди без музыкального образования и вообще не занимающиеся творчеством, например. Правильное пение — это всегда энергетика и раскрепощение, пение в хоре — это друзья, гастроли, концерты. Человек одинокий или зажатый обретает новую жизнь, человек, работающий на рутинной работе, реализует творческий потенциал. 

— Как ты проводишь свободное время? Какие у тебя увлечения, кроме музыки?

  — Я увлеклась кинематографом, очень люблю авторское кино. Даже стала похаживать на кинофестивали. Начала потихоньку интересоваться театром. Короче, всё так или иначе связано с искусством.

— Расскажи о трудностях, которые встречаются на твоём пути, и о том, что тебя радует.

— Трудности — долгая дорога и безденежье. Беспокоит обстановка в стране. Судьба моего поколения и всего, что я люблю. Радости — любовь, Петербург, осень, друзья, музыка,конечно же. А ещё я очень хочу собаку.

— Почему пока не покупаете?

— У нас есть кот, а за собакой некому ухаживать. А ещё потому что мы с молодым человеком хотим свою.

— В продолжениетемы желаний — о чём мечтаешь? Кроме собаки. 

— Одну мечту я озвучила — о коллективе. Можно расширить — очень хочу заниматься тем, что мне нравится, и делать это профессионально, самобытно и захватывающе. Я люблю делиться своими открытиями с окружающими и заражать этим всех вокруг. Думаю, это будет главная цель всей моей деятельности. При этом я хотела бы зарабатывать такие деньги, чтобы не убиваться на четырёх работах и иметь возможность путешествовать. Это тоже мечта —побывать в самых разных местах.

Мой молодой человек — композитор. Я очень хочу исполнять его музыку в будущем. Кроме дирижирования хотела бы заниматься кураторством и основать школу для музыкантов-студентов, где можно было бы получить знания, которых не дают в консерватории. Хотела бы поработать и поучиться в Европе какое-то время. А в целом хочется необыкновенной и яркой жизни, чтобы потом ни о чем не жалеть.

И ещё я очень хочу поехать в Грузию: я наполовину грузинка, но ни разу там не была.


Беседовала Маргарита Распопова

Маргарита Распопова