Фото: Сергей Паршин https://vk.com/loveklm
(По материалам сообщества «Любимые Коломяги»)
Эта история, которая могла закончится большой бедой, началась в пятницу, на севере Санкт-Петербурга. Впрочем, подобные истории могут происходить каждую пятницу – потому что еженедельно жители района Коломяги, а также крайне многочисленные гости района сталкиваются с одной и той же проблемой.
Здесь, на пересечении улицы Парашютной и Репищевой улицы – кстати, правильно говорить именно Рéпищевой, от прозаичного слова репа – в живописном месте ниже древного литоринового уступа высится Коломяжская мечеть. Комплекс мемориальной мечети имени Жафяр-хазрата Пончаева и расположенного близ неё двухэтажного административного корпуса выдержаны в едином строгом стиле и органично смотрятся посреди зеленого поля травы. Восьмигранный тридцатидевятиметровый минарет давно стал достопримечательностью этого района города. Здесь расположен Институт Ислама, и соответствуя этому статусу, величественность и спокойствие комплекса дополняет неторопливый дух старых Коломяг. Но только не по пятницам.
День молитвы стал в этом тихом районе притчей во языцех – еженедельно джума-намаз собирает многочисленных прихожан, невольно доставляющих значительные трудности местному населению. Вторая по размерам петербургская мечеть рассчитана на 700 мужчин и 300 женщин, согласно реглигиозным канонам, занимающих места на специальном балконе. Но количество верующих значительно, в разы превышает возможности комплекса – даже с учетом, что он изначально предполагал возможность совершения молитв на прилегающей территории.
А в отдельные праздники религиозный комплекс бьёт все рекорды по посещаемости. Например, летом 2022 года, по данным издания «Фонтанка», к Соборной мечети на Петроградской стороне для празднования окончания Священного Хаджа, отмечаемым после 70 дней с момента окончания праздника Ураза-Байрам, в память жертвоприношения пророком Ибрахимом (Авраам), пришли 120 тысяч человек. Квартальная мечеть в Коломягах, конечно же, скромнее – но наши газоны также были заполнены.
Впрочем, жители района привыкли и готовы были бы с пониманием относиться к временным неудобствам, если бы не одно обстоятельство. Полное отсутствие возможности близлежащих улиц вместить прибывающую массу автомобилей. Мечеть строилась с 2006 по 2009 год, вот-вот готовится отметить свое пятнадцателитие.. но с первого момента открытия её дверей 16 июля 2009 года и до сегодняшнего дня одна тенденция была непрекращающейся – рост благосостояния людей и увеличение у них количества автомобилей. Как личных, так и рабочих, кстати.
И это каждую, повторим – каждую пятницу, составляет существенную проблему как для самих верующих, так и для жителей близлежащих домов. В социальной сети вКонтакте, на страничке «Любимые коломяги» регулярно появляются отзывы местных активистов.
Жители регулярно публикуют в группе вКонтакте видео нарушений и фото ответов официальных лиц:
В этот день недели все правые ряды всех прилегающих улиц, все дорожные карманы плотно заполнены припаркованными машинами.
Особо сложная ситуация с движением происходит чуть выше мечети, на 2-й Никитинской улице, ведущей от Репищевой вглубь Коломяг. Как мы говорили, это старый деревенский район, улицы узкие, тротуары зачастую отсутствуют. Длинная Вторая Никитинская превращается в ловушку – обе обочины и два ряда превращаются в единственную нитку, и две встречные машины неминуемо образуют коллапс. Обоих водителей подпирают следующие машины, разъезжаться невозможно, сдавать задом – куда? Массово сдавать задом на Репищеву улицу? Где минимум два ряда уже заняты, а оставшиеся принимают на себя весь движущийся поток? В довершение ко всему, гости района массово следуют по последним клочкам проезжей части, между машин, начисто игнорируя сложности водителей. Вряд ли возможно более наглядно описать патовую ситуацию.
И жители регулярно предпринимают различные усилия, чтобы купировать эту перманентно возникающую ситуацию. Регулярно вызываются представители ГИБДД, направляются обращения в ГАТИ, в администрацию Приморского района. Пытаются поговорить с имамом. Но ничего не происходит, даже если в отдельные дни (о чудо!) появляются сотрудники ГИБДД и начинают эвакуировать и штрафовать несчастных последователей мусульманской веры – отказаться от молитвы они не могут, многие на короткое время приезжают с работы, и после намаза продолжают незавершенные дела – выхода из этой ситуации нет.
Напряжение нарастает с обеих сторон; а там, где есть постоянный повод для конфликта, беда неизбежна.
В эту пятницу одна из жительниц Коломяг возвращалась в район, чтобы забрав детей, отвезти на какое-то их мероприятие. Вдоль газона на Репищевой улице плотно стояли два ряда машин – но оставалось еще два ряда свободных. Вот только один молодой водитель такси решил припарковать свой автомобиль в третьем ряду – и сделал это демонстративно, выйдя из салона и продолжая стоять на проезжей части, как ни в чем ни бывало. Водительница БМВ вынуждена была перестраиваться в плотном потоке, мешала другим движущимся автомобилям, раздались клаксоны. Таксист не реагировал, и женщина в крайнем раздражении продолжительно нажала на сигнал. В ответ молодой человек показал непристойный жест.
Женщина приехала домой в слезах. Ее муж, узнав о происшедшем, пришел в ярость. В русской культуре в роль мужчины входит обязательная и немедленная защита женщины. А уж тем более если это твоя жена! Гнев плохой советчик, и мужчина спешно собрался к мечети, в твердом намерении вызвать на разговор имама, даже если для этого придется прервать молитву. Дойти до мечети быстрым шагом, почти добежать – это пять минут. Начать стучать в двери. Не будут пропускать? Взять с собой травмат..
От трагедии спасло то, что дети, никогда не видевшие родителей в таком состоянии, испугавшись, повисли на отце.
А теперь давайте подумаем, что могло бы произойти – и речь пойдет даже не о чудом предотвращеннной драме отдельной семьи. Речь пойдет про неизбежный резонанс последствий инцидента по всему Санкт-Петербургу, и неотвратимое злое эхо по всей стране. Представили?
А теперь давайте еще раз вспомним, что высокий риск подобных тяжелых происшествий имеет место каждую (каждую!) неделю. И не забудем, что напряжение год к году только накапливается, а количество автомобилей только возрастает.
Но самое неприятное в этой истории вот что. При всех описанных выше сложностях, ситуация является патовой только потому, что администрация Приморского района, игнорируя постоянные обращения жителей, попросту не занимается этим вопросом. Возмутительнее всего то, что решение этого вопроса лежит буквально на поверхности.
На этом фото видна площадка непосредственно за комплексом мечети и Институтом Ислама. Это полоса препятствий «Атака», предназначенная для проведения тренировок и спортивных соревнований. К слову, проводятся они буквально раз в год – все остальное время площадка пустует, а местные жители ошибочно считают ее площадкой для дрессировки и выгула собак.
Очевидно, что на данном участке можно было бы возвести столь необходимую парковку. Литориновый уступ снижается в этом месте несколькими террасами – а значит, без существенных нарушений инсоляции жилых кварталов верхних Коломяг, здесь можно создать автомобильный паркинг в несколько ярусов. Цокольный этаж, два крытых этажа, и последний уровень паркинга в виде эксплуатируемой кровли – резерв для заполнения в особых случаях. Получается невысокое двухэтажное здание, не способное критически испортить стилистику места. И которое может вместить достаточно много машин – и львиную долю проблем вместе с ними.
Но что же делать с «Атакой»? Напомним, что на противоположной стороне Репищевой улицы до сих пор находится огромный дикий заброшенный пустырь с развалинами на месте «военного городка», а буквально в километре от мечети в сторону железной дороги, старые Коломяги граничат с Удельным парком – где, на взгляд автора, самое место спортивной площадке. Да и соревнованиям на открытом воздухе.
Давайте теперь вернемся к многоэтажной парковке. Очевидно, что ее полная загрузка лишь в один день недели — в пятницу около полудня – не самое эффективное использование. Но ведь и в самих Коломягах, с их узкими улочками, не хватает парковочных мест для жителей, а еще трудности с местом для парковки испытывают жильцы многоэтажного комплекса «Синяя Птица», стоящего на том же перекрестке улиц. Таким образом, всю вечерние и ночные часы рабочей недели парковка может быть востребована одними автомобилистами, а днем в пятницу, пока первые на работе и парковка пуста – вторыми, приехавшими на несколько часов.
Вот это будет цивилизованный подход, элегантно снимающий напряженность между различными социальными группами, облегчающий жизнь в историческом городском районе, восстанавливающий добрососедские отношения в нашей пестрой мультикультурной среде.
Обращаясь к руководству города, хочется задать вопрос об уровне компетенций районной администрации, из года в год игнорирующей непростые вопросы, способные поджечь не только Приморский район, но при этом имеющие же простые, пусть и хлопотные, решения. Напоминаем руководству города, что качество управления районами – это прямое отражение уровня работы городского главы.
Обращаясь к уважаемому имаму квартальной Коломяжской мечети, хочется надеятся на способность найти мудрые слова, чтобы сгладить недостойное поведение одного из излишне вспыльчивых прихожан. Редакция готова предоставить представителю духовенства контактный телефон жительницы района, по понятным причинам пожелавшей остаться неизвестной широкой публике.
Завершая статью о страстях, кипящих вокруг мечетей, хочется отметить, что наш город совершенно точно заслуживает бóльшего. Двух мечетей и еще пары разбросанных по городу молельных комнат никоим образом не может хватать для сегодняшних нужд последователей ислама, и для всех тех, кто разделяет сопутствующие религиозным воззрениямнациональные культурные традиции.
В начале ХХ века, благодаря договоренности государя императора Николая II и Эмира Бухарского возвести на месте Татарской слободы этот символ укрепления связи между верующими – а место напротив православного собора Петра и Павла было выбрано отнюдь не случайно – в Санкт-Петербурге появилась настоящая жемчужина, уникальная архитектурная доминанта, навсегда вписавшая свои очертания в портрет северной столицы. Сегодняшний Петербург ждет нового, не менее грандиозного архитектурного ансамбля, новой точки притяжения, вплетающей нити давнишней связи центра страны с уникальными национальными памятниками регистанов Самарканда, Бухары, Термеза, Хивы..
Где возвести такое величественное сооружение, рассчитанное на несколько тысяч человек, и готовое принять десятки (сотни) тысяч на прилегающей территории? Это вопрос. Но оглядываясь на печальный опыт недостаточно проработанной архитекторами проблемы предыдущих локаций, новая большая мечеть, где бы она не находилась, должна стоять на мощном стилобате, скрывающем многоэтажный подземный паркинг. А само просторное место должно обеспечивать визуальную перспективу, и при этом находиться вблизи крупных магистралей, способных обеспечить кратно увеличивающийся поток прибывающих и разъезжающихся машин. Обязательно присутствие несколько маршрутов общественного транспорта, связывающих этот культурный центр с метрополитеном.. Вот такая получается неожиданная встреча религиозных многовековых ценностей с умными градостроительными технологиями.
Но именно такой подход – и есть современность.
Георгий Сорокин