Фото: Интернет
В результате неправильных или сознательно спланированных действий кураторов российского образования и культуры в этих областях возник системный кризис. Наиболее удручающим является то, что кризис этот вошел в стадию глубочайшей стагнации накануне электорального цикла. Он затронул все сферы образования и культуры. Наиболее ярким и обсуждаемым признаком кризиса явилась череда коррупционных скандалов в государственных учреждениях культуры — наиболее свежие из них, такие, как ситуация вокруг Кирилла Серебренникова, тянутся до сих пор. Менее резонансными, но от того не менее острыми, являются антикоррупционные баталии в образовательных учреждениях, по сути, являющихся сегодня базисом государства. Ярким примером, может служить конфликт вице-премьера Голодец с министром образования Васильевой, которую в результате конфликта обложили рядом новых заместителей, компетентность которых вызывает у специалистов сомнения.
Системный кризис, в котором находится сегодня наша страна, переживает стадию ломки мышечной массы государства, прежде обладавшего и теряющего сегодня гегемонию на установление взаимоотношений с обществом. Общество стало осознавать своё положение в государстве в целом ущербным, и требует идентификации. А проводником его претензий стала наиболее одиозная часть молодежи. Лишенная каких-либо перспектив развития в собственной стране, она не признает государственность, заставляющую её рефлексировать на нужные ей раздражители. Кроме того, общемировая тенденция распространения политического экстремизма стала частью молодежной «интеллектуальной» моды. А образовавшийся вакуум сразу заполняется подготовленным и щедро профинансированным извне антигосударственным дискурсом, имеющим, в свою очередь, хорошо продуманный технологический смысл. Причем методика подмены смыслов, ставшая главным инструментом геополитических противников России, берется на вооружение уже отечественными политтехнологами, цинично подстраивающихся под сложившуюся конъюнктуру.
Проведенный внесистемной оппозицией в Санкт-Петербурге и не разрешенный властями митинг 7 октября имел общий антиправительственный характер и не получил никакой альтернативы, кроме изысканной жандармской реакции. Он зафиксировал резкие омоложение и маргинализацию протестного движения, а также острую востребованность новой идеи справедливости. А в унисон манифестациям о «несправедливости» МВД и вовсе усугубляет проблему, предлагая ужесточение ответственности родителей и учителей за участие детей в митингах. Поэтому вопрос о линии стратегической альтернативы, в первую очередь для молодежи, становится как никогда актуальным. И какая идея справедливости — вопрос для государства чрезвычайной важности. В конце концов, игра в «кошки- мышки» дает результат. Эта ситуация хорошо продемонстрирована в фильме Г. Панфилова «Мать» 1989 г. В нем прозвучали четыре тезисных фразы: В. И. Ленин — «…сознательные рабочие — это прелестно»; генерал-губернатор — «…пока вы охраняете заборы, с неба летят листовки»; осужденный — «.. .я рос, не видя никаких перспектив…»; Царь Николай II — «…Долой самодержавие? У них, наверное, с руководством фабрики конфликт, а причем здесь я?».
Одной из основополагающих причин возникшей коллизии видится разгром отечественного образования и культуры. В ощутимый переломный момент для страны его метастазы продолжают поражать только что восстановившиеся тенденции к лучшему. По сути, сегодня, в условиях отсутствия государственной идеи, образование и культура являются в нашей стране её базисом, которому в очередной раз пытаются нанести непоправимый ущерб. Мы столкнулись с серьезнейшей и, по-настоящему до сих пор не понятой даже специалистами, проблемой: манипуляции лексическими и морфологическими единицами русского языка извне, а именно, осознанным и целенаправленным разрушением культурно-исторических стереотипов многонационального российского народа как доминирующей нации мирового славянского сообщества.
Разобщение славянских народов строится на разрушении славянских культурно-исторических стереотипов, закрепленных в общности славянских языков. Позволяющая противостоять англоговорящему миру славянская языковая семья все больше и больше англифицируется и приобретает культурно-языковые стереотипы, чуждые славянским народам. Подмена реальных языковых ЗНАЧЕНИЙ суетливым поиском искаженных «смыслов» стала для наших оппонентов главной задачей по направлению изменения сознания всего славянского мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда страна, говорящая на ведущем славянском языке, практически полностью потеряла влияние на славянский мир. Поэтому необходимо объединить научное сообщество славянских стран на основе единых культурно-исторических стереотипов, закрепленных в языке и сознании славян, и, вооружившись этим знанием, начать влияние на англоговорящий мир, незаметно адаптируя их культурно-исторические стереотипы под стереотипы славян. К сожалению, на сегодняшний день вернуть русскому языку его законное место в составе мировых языков можно только через славянское мировое сообщество.
Россия, благодаря своему «срединному» географическому положению, а также имперской и советской истории, всегда испытывала на себе влияние множества культур и цивилизаций, абсорбируя и адаптируя их через русский язык. На шестой части земного шара на русском языке общались и учились коренные носители более 120 языков, принадлежащих практически ко всем существующим языковым группам. В силу исторических условий для запуска процесса «единения через язык» достаточно было политической воли и очень серьезной лингвистической работы по созданию алфавитов для народов, не имеющих письменности. Важным шагом в области укрепления влияния и статуса русского языка было применение знаков русского алфавита, кириллицы. Однако, под влиянием Запада идет активный переход с кириллицы на латиницу, что лишний раз подтверждает наличие у наших оппонентов дальнесрочного плана изменения мировых культурно-исторических традиций под англоговорящий мир.
Можно без существенного преувеличения сказать, что судьба российского государства сейчас — это судьба русского языка. Это, кстати говоря, прекрасно понимают наши «партнёры». Именно язык является первостепенной областью «гуманитарных интервенций». В разговорной речи этот процесс идёт «естественным» путём — через масскульт и информационные сети. В профессиональной области — через косвенную поддержку разрушительных тенденций, типичным примером которой являются ещё недавно хорошо известные гранты Фонда Сороса. Именно язык является одновременно выразителем и носителем национальной культуры.
Зачистка НКО в виде образовательных учреждений, на базе которых велась антироссийская пропаганда, была скорее срочной и вынужденной мерой и не предложила взамен ни одной альтернативной программы. Напротив, под эту «марку» ликвидируются наиболее эффективные негосударственные учебные заведения, а показывающие низкий результат институты и колледжи, специализирующиеся на «выдаче дипломов», наоборот, продолжают успешно функционировать. Параллельно происходит реформа образования, сопровождающаяся неэффективным освоением гигантских финансовых вливаний, из-за которых происходит часто нечистоплотная конкуренция между образовательными учреждениями, а также министерствами и ведомствами. Так, например, складывается впечатление, что Рособрнадзор проводит собственную политику вразрез с Минобрнауки, а Минобрнауки с Правительством, в результате чего на выполнение «Майских Указов Президента России» в намеченные сроки времени уже не остается. Это ярко продемонстрировал уже упомянутый конфликт вице-премьера Голодец с министром Васильевой.
В то же время, продолжается ориентация российского студенчества на «закордонье» и коммерциализация государственных образовательных учреждений. Примером тому может служить выделение зарубежного гранта на проведение исследований в РГПУ им. А. И. Герцена на тему «Демократия в США, Европе и России». Наряду с этим в российских вузах, как ни в чем не бывало, часто очевидно разворачиваются на постоянной основе политические штабы, привнося в образовательные процессы ангажированность и способствуя противопоставлению взглядов, как в среде профессуры, так и среди студенчества. Вместо того, чтобы в образовательных учреждениях усиливать воспитательную работу, акцентируя внимание на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо?», таким образом, тонко и незаметно проводя подготовку молодежи к осознанному восприятию справедливости и основ государства и права, государство идет на поводу у тех, кто заинтересован в отдалении от него общества. Это не только уже снизило качество и престиж российского образования, отбросив его технологический уровень на десятилетия назад, но и создало большую проблему подготовки профильных специалистов, способных сформировать отечественный кадровый фундамент и образовать собой опорные социальные слои. А в последнее время и вовсе происходит отчаянное сопротивление курсу, направленному на повышение эффективности российского образования и появление в нашей стране новой объединяющей идеи, которая может быть сформулирована только с помощью отечественной культуры и просвещения. Не последнюю функцию в этом выполняет Рособрнадзор, чьи неразборчивость и псевдопатриотизм вызывают уже сомнения в их естественном происхождении. К началу предвыборной кампании Президента в «подвешенном» состоянии оказались судьбы педагогических коллективов и студенчества свыше тысячи ВУЗов страны. В этой связи хочется особо подчеркнуть роль образования как одного из главных инструментов обеспечения национальной безопасности и развития государства.
В качестве двух противоположных, но чем-то схожих по своему назначению образовательных инструментов, можно привести вновь создаваемый Университет гражданских инициатив Единой России и Европейский университет в Санкт- Петербурге. В обоих случаях речь идет о прямом использовании образования в политических целях. В первом — о сохранении завоеванных полномочий, во втором — об обучающих методиках, в которых явно прослеживаются антироссий- ские настроения, извращения смыслов, исторических и научных фактов. В фойе Европейского университета красуется постер его издательства со словами «издаем смыслы». Понятно, налицо их подмена. Но, и название партии «Единая Россия» в последнее время теряет первоначальное значение. Общество уже не воспринимает через него единство страны.
Эти два примера стали ключом к пониманию той ситуации, которая сложилась вокруг отечественного образования, некогда являвшегося неотъемлемой частью культуры многонационального российского народа. В книге Р. Хаббарда «Дианетика», когда говорится о любви и жизни, подразумевается полное подчинение, ненависть и даже смерть. Содержащийся в его сайентологическом учении экстремизм уже доказан российскими учеными. Так, в отношении нашей страны уже десятилетия ведется гибридная война за изменение с целью полного подчинения сознания российских народов. И делается это путем проникновения в образовательные процессы, вообще в образовательную систему. Неудивительно, что большинство представителей российского «социального лифта» стремятся получить образование в Англии и США. Остальная часть российской молодежи стала заложником крупнейшего над ней эксперимента.
Не так давно в России была объявлена реформа образования, которая подразумевает создание ряда опорных университетов и сокращение неэффективных ВУЗов. В общих чертах об этом выше уже было сказано, а причины очевидны, и с ними все согласны. Реформа привела к фундаментальному слому сложившейся советской системы образования, которая, справедливости ради стоит отметить, не вполне отвечала новым задачам и вызовам, стоящим перед Российским государством. Процесс этот, к сожалению, необратим, и стоит разобраться, как вычленить из многочисленных последствий реформ крупицы рационального. В частности, стоит воспользоваться сформированным в процессе приватизации образования огромным массивом частных вузов, имеющих, наряду с недостатками и бесспорные достоинства. К последним, безусловно, можно отнести более простую, чем в крупных университетах, и более прямую вертикальную управляемость. Объединяя небольшие частные институты, выстраивая их в пирамидальную структуру, можно, сохранив вертикальную управляемость, победить узкую специализацию, объясняемую чрезвычайной узостью задач, стоящих перед такими вузами. Совершенно очевидно, что реальным драйвером процесса объединение является культурная самоидентификация российского народа. А очевидным главным инструментом самоидентификации (и, как следствие, объединения) должен выступать русский язык. Действительно, никакая естественнонаучная дисциплина не может выполнять этой роли — они исторически космополитичны, а вследствие событий новейшей истории, служат размыванию кадрового состава, выведению специалистов и достижений за пределы российского государства. В гуманитарной же области только русский язык является безусловной государствоцентричной дисциплиной.
Дмитрий Бикбов