Изображение от senatinform.ru
Мир нашего настоящего и, очевидно, ближайшего будущего является миром нескольких Цивилизаций.
Но что мы вообще понимаем под этим словом? Что это за структура в своей сути? Банально — это страна или нет? Что такое Цивилизация одним словом?
Это — общность. Не страна, не территория, не стопка книг, не философская концепция.
Это группа людей — общность — на вершине пирамиды самоидентификации каждого из которых будет “человек этой Цивилизации”. И уже потом — национальность, город рождения, профессия, семейный статус и прочее и прочее. В моем случае, например, будет — русский, славянин, москвич, писатель (в данном случае) по имени Иван Добролюбов. Можно, конечно, добавлять вторичные общности — турист, рыбак или еще какую. Но они никогда не смогут сдвинуть с вершины главную. Ту, что в крайнем дефиците времени сокращается до одного слова. Русский. Или китаец. Индус или американец, например.
Всю историю Человечества можно представить как путь к последовательному укрупнению основной общности. Вершины самоидентификации. Высшего ответа на вопрос — а кто я?
Глобальные Цивилизации современного уровня сложности даже в теории не могут организоваться на ранних эпохах истории Человечества! Социальная связанность вида “гонец на лошади” принципиально запрещает создание достаточно сложных и единообразных социальных систем. И с ростом технологий — транспортных, информационных, энергетических и, естественно, социальных — уровень сложности высшей общности повышался. Сохраняя при этом исторически отработанные нижестоящие уровни сложности.
Начинался этот путь с первичной ячейки общества — Семьи. На самой заре Человечества это и был высший уровень сложности. На вопрос “кто ты” отвечали “такой-то семьи третий сын”. Но в какой-то момент несколько семей понимают, что им выгодней жить вместе. Как-то договориться о распределении полномочий. Пожертвовать частью суверенитета ради будущего. Научиться согласовывать интересы. Отказаться от единовластной диктатуры семейного патриарха.
Так рождается Род — вышестоящая структура, объединяющая и согласовывающая в рамках своих структур несколько семей. Род имеет принципиально более высокую способность к интеграции — там, где в семью войти практически невозможно, в крайнем случае это может сделать один человек — род может принимать целые семьи. Естественно, связывая их базовым для себя способом — династическим родством. Высшая самоидентификация смещается на “я такого-то рода человек”. И другой человек Рода становится почти своим, пускай он и из другой семьи.
Отдельно замечу, что ни один из уровней сложности общностей никогда не исчезает полностью. Более того — сохраняет свое влияние. Именно в этом и заложена одна из главных трудностей управляемого построения сложных общностей — приходится согласовывать интересы со всеми нижестоящими уровнями.
Например, в современном мире действуют как отдельные семьи, обладающие невероятными богатствами и уровнем влияния, так и целые династические рода. Одно время — когда высшей общностью давно были нации — эти прекрасно известные аристократические рода получили непредставимо высокое влияние! И многие национальные государства получили в своей истории жесточайшие кризисы, столкнувшись с неготовностью согласовывать интересы с каким-то влиятельным родом. Попытка разрушить семью как таковую в исполнении Западной Цивилизации — привела весь мир в полное изумление и вызвала сильнейшее отторжение у миллиардов людей! Как итог — войну с семьей Западная Цивилизация проиграла.
Но давайте вернемся к нашей заре Человечества и сделаем еще пару шагов вперед по Истории. Несколько родов по той же схеме собираются в Племя. Давая возможность породить первую в истории отдельную группу воинов — зародыш армии. Имея возможность отправлять ее на промысел к отставшим по социальной лестнице соседям — ведь никакой род или семья не отобьется от боевого отряда племени!
Естественно, как и во всех прошлых и будущих случаях при таком укрупнении общности приходится от чего-то отказываться. В племени правит совет старейшин, и каждый из родов частично теряет суверенитет. Становясь при этом частью нового, общеплеменного, суверенитета.
Каждый такой переход к более крупной основной общности требует полного перестроения всего общества. Изменения мышления, порядков, законов, обычаев. Изменения экономических взаимоотношений. Изменения даже языковых норм.
Каждый раз этот переход возможен только через сложнейший системный кризис. Бывает, общность, вступившая на путь роста — разрушается, неспособная урегулировать новые противоречия. Слишком много привычных схем надо менять. Слишком много привычной выгоды должны отдать из своих рук влиятельные ранее люди!
Но та общность, что смогла выйти на следующий уровень масштаба — получает колоссальное конкурентное преимущество перед соседями. Всегда выражающееся в военном, культурном и экономическом давлении.
Можно долго и в мелких деталях расписывать эту схему укрупнения общностей через согласование интересов нижестоящих. Я же сразу приведу итоговый путь Истории Человечества — от одного человека до Глобальной Цивилизации.
Человек — Семья — Род — Племя — Этнос — Нация — Народ — Цивилизация — Человечество
На каждом из этих преобразований общность меняется. Создавая новые виды социальной связи. Порождая самое главное — новую мораль. Новые координаты добра и зла. Там, где в этнической общности, тысячекратно большей любой семьи, критически важен цвет кожи и нюансы произношения — общество, выстроенное вокруг концепции “многонационального народа” просто игнорирует такие различия. Не потому, что его заставили. А по другой причине — высшая общность, главная идентификация уже столетия назад ушла от цвета кожи и прочих визуальных признаков.
Самые малые государства Земли сейчас все еще существуют в форме “общности-Этноса”. Большинство средних по размеру государств справились с построением “общности-Нации”. Те, что не развалились на меньшие этнические образования. Сама концепция массового образования требует унификации, с опорой на один ключевой этнос, при этом вынуждая сохранять этническое разнообразие. Люди не согласны отказываться от права на образование на родном языке, и когда в стране приходят к власти этнические радикалы типа западно-украинских бандеровских неонацистов — результатом становится война. И в лучшем случае распад провалившегося государства на несколько, более этнически однородных. Строящих каждое свою собственную политическую нацию, уже с меньшим этническим разнообразием населения.
Общностей высшего уровня же — Глобальных Цивилизаций — на планете сейчас единицы. Невероятно сложно согласовывать интересы нескольких многонациональных народов! Хороший пример проблем, возникающих при ошибке в этой задаче прямо сейчас нам демонстрирует раскол между США и Евросоюзом, грозящий распадом всей Западной Цивилизации на части. Еще одним прекрасным примером стал развал СССР — от страны отвалились этнические республики, немедленно приступившие к построению собственных политических наций с опорой на национализм. Некоторые — перешли все грани радикализма, перейдя к открытому угнетению других наций и этносов, как это происходит в странах Прибалтики и Украине.
Но Россия, наоборот, в результате развала Союза получила ценный опыт и смогла куда грамотней приступить к строительству государства, основанного на цивилизационной общности. Как выяснилось, связь на основе чисто экономической теории, с попутным презрением к своей прошлой истории, помноженном на создание неисторических наций в ходе политики “коренизации” — приводит к взрывному росту национализма и распаду страны.
Игнорировать ключевую связь внутри Цивилизации — культурную — нельзя ни при каких обстоятельствах!
Чтобы служить достаточно привлекательным маяком для окружающих культур, создав интеграционную социальную систему высшей на данный исторический момент сложности — надо накопить огромный опыт согласования интересов.
Сейчас на планете я могу выделить четыре осознающих себя Глобальных Цивилизации, каждая со своим культурным кодом, историей и представлениями о мире. Это цивилизации Запада, Востока, Севера и Юга, если применять географические ассоциации. Они выросли из исторических Европы, Китая, России и Индии соответственно.
Где же в этой схеме Цивилизация Центра? Само положение между несколькими ядрами исторического культурного развития приводит к регулярно повторяющимся внешним угрозам. Вся история Ближнего Востока разделена, как закладками в книге, исторически мгновенными событиями “нашествие оттуда-то докатилось туда-то”.
В итоге в центральной части этой схемы находятся три культуры, каждая из которых очень хотела бы дорасти до статуса и интеграционных возможностей Глобальной Цивилизации. Я говорю о персах, турках и арабах. Вечная государственная раздробленность и столь же вечная вражда с двумя другими частями этой троицы не позволяет им претендовать на глобальное влияние, хотя каждая из этих культур в какой-то момент истории контролировала сопоставимые с современной Россией или Китаем территории.
Но главная трудность в построении сложной общности — согласование интересов тех общностей, из которых собирается вышестоящая. При любом кризисе элиты, воспринимающие себя “больше родом, чем племенем” или куда больше Семьей, чем Нацией стремятся разорвать единое пространство на части, чтобы получить лично для себя высшую власть в этой части. Некогда это очень красиво описал Цезарь — “Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме”.
Все четыре существующих сейчас как активные исторические субъекты Глобальных Цивилизации умудрились сквозь целую цепочку кризисов выстроить сложные социальные и культурные механизмы, позволяющие договариваться всем нижестоящим общностям в рамках высшей, цивилизационной.
То, что никак не хочет понять Западная Цивилизация — сама натура этих социальных механизмов во всех четырех случаях резко отличается. Настолько же, насколько разнится исторический опыт каждой из материнских культур.
Американцу дика сама концепция каст, а китаец не может понять, зачем раз в четыре года устраивать какое-то странное шоу ради будничной смены управляющего в государственной машине.
Западная Цивилизация с разбегу влетела в системный кризис, двигаясь прямым курсом к горячей войне с Восточной Цивилизацией и проиграв гибридную войну с Северной именно по этой причине. Категорический отказ осознавать саму концепцию внутренней разницы социальных механизмов. До последнего пытаясь объяснить людям всей планеты, что они живут неправильно — аргументируя это тезисом “ну мы же живем вот так и оно получается, значит это правильно”.
Ничего хорошего Западную Цивилизацию с таким подходом в ближайшей перспективе не ждет. Но и остальные Цивилизации не готовы занимать стремительно возникающий вакуум власти. У кого-то нет желания, у кого-то нет возможностей. Уж больно показательны были три десятка лет высшей власти Запада над миром! Уж больно это дорого, сложно и, судя по всему, теоретически невыполнимо — удерживаться на первом месте, подавляя силой всех конкурентов.
Мир ближайшего будущего — это мир, где ни одна из сил — кроме, естественно, все еще следующей привычной пятисотлетней схеме Западной Цивилизации — не претендует на власть над Миром. Не заявляет универсальность своих подходов. Не требует от других стран принять свои теории, свою веру, свой путь, свой язык, свою культуру.
При этом экономическое противостояние будет только обостряться!
Конкуренция Глобальных Цивилизаций за ресурсы, рынки и логистические маршруты будет главным экономическим процессом ближайших десятилетий.
Ни одна из Глобальных Цивилизаций не может победить другую военной силой.
Но ни одна из них не собирается отказываться от борьбы за место под солнцем.
Эта историческая ситуация — тот самый многополярный мир с его ожесточенной экономической конкуренцией при подчеркнутом отказе от политического прозелитизма и попыток “оквадратить” всех под один стандарт — дает малым странам, не находящимся в прямой орбите влияния соседа-Цивилизации важнейший исторический шанс.
Возможность резко скакнуть в промышленном, экономическом и социальном развитии.
Естественно, это требует трезвого и хладнокровного понимания, на каком уровне социальной сложности находится общность страны и построение социальной политики с учетом необходимости согласовывать интересы малых общностей.
В мире конкурирующих Цивилизаций выжить не так просто, как кажется.
Но и приз будет соответствующим — место в Истории Человечества и шанс на будущее усложнение собственного общества.
Выход на следующую ступень собственной истории и выгода всем ключевым участникам этого процесса.
Те страны, что не справятся с историческим вызовом — рискуют сойти с исторической арены, отдав свои шансы на успешное будущее тем соседям, что сделали более верные ходы в вечной партии Истории.
Итак, что же делать тем странам, что трезво осознают — начинать строить Глобальную Цивилизацию прямо сейчас значит растратить все ресурсы и гарантированно проиграть?
Как действовать, чего опасаться и к чему идти? А к чему стремиться, наоборот, гибельно?
Об этом мы поговорим в завершающей статье нашего цикла!