Начиная с середины лета в сфере высшего образования ведутся споры о государственной аккредитации учебных заведений. «Клуб наций» разбирается, в чём проблема и какие изменения могут произойти в работе вузов.
5 октября «Коммерсантъ» поделился новостью: аккредитацию вузов предлагаютразделить на три типа. Базовый позволит вести онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования вместо традиционных лекций. Продвинутый — университеты сами будут готовить такие курсы. Ведущий — вузы самостоятельно преобразуют все свои курсы по профильному направлению и часть лекций по выбору в онлайн-формат и сделают их доступными для широкой аудитории. Пока эта идея лишь рассматривается рабочей группой. Но ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов уже говорит о планах вуза отказаться от привычного формата преподавания, аргументируя это тем, что посещаемость всё равно «оставляет желать лучшего». По его предположениям, полностью совершить этот переходполучится через пять лет.
Хотя Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор, не разделяет энтузиазма Кузьмина:
Недоумение это, кажется, разделяют сейчас многие: на данный момент система переживает период перемен, поэтому пока лишь больше вопросов о том, как же всё будет работать. Так в июле этого года самые крупные университеты России обратились к Владимиру Путину с просьбой изменить процедуру государственной аккредитации. Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация «Глобальные университеты», которые насчитывают 50 крупных вузов, а также СПбГУ и НИУ ВШЭ поддержали идею об изменениях в системе вузовского образования.
Член Учёного совета НИУ ВШЭ Исак Фрумин подчеркивает, что предлагается именно создать другую систему проверки, которая будет свободна от бумажной волокиты и сможет повысить качество высшего образования. При этом будет оцениваться не только образовательная программа, но и её результаты.
Хотя преподаватели и отмечают положительную роль существующего порядка аккредитации, но после того, как были выявлены все некачественные заведения, аккредитация стала лишь ограничивать инновационные программы.
Рособрнадзор поддерживает желание улучшить модель государственной аккредитации, но любые предлагаемые вузами подходы к решению этой проблемы пока не могут обеспечить равенство всех вузов перед российским законодательством.
Мысль об изменении существующей системы оценки качества образования нельзя назвать внезапной. Несколько вузов уже были лишены государственной аккредитации, и во многом — как раз из-за бумажной волокиты. Из-за претензии к бумагам аккредитации лишили, к примеру, Московскую высшую школу социальных и экономических наук. Об этом стало известно 21 июня, несмотря на это ректор вуза Сергей Зуев заявил, что они продолжат свою работу. Но случай с Шанинкой вызвал большой резонанс среди учёных, общественных деятелей и всех, кто интересуются вопросом высшего образования.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования, выпускник Шанинки 2003 года:
Марк Урнов, научный руководитель департамента прикладной политологии Высшей школы экономики, участник конференций «Пути России» в Шанинке:
Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» в Московском центре Карнеги:
Никита Соколов, председатель Вольного исторического общества:
Александр Асмолов, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ:
Кстати, к вопросу о лишении аккредитации. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 2 октября представил данные опросов россиян и студентов о российском образовании. Две трети опрошенных (68%) осведомлены о случаях, похожие на ситуацию с Шанинкой или Европейским институтом: 11% — хорошо известно и 57% — кое-что слышали. Среди студентов знают о подобном 90%. Поддерживают такие меры большинство участников опроса: 65% населения и 76% студентов.
Некоторые институты пытаются сохранить свою независимость и остаться на рынке образования, либо объединяясь со схожими вузами, либо уходя «под крыло» государственного. И не то, чтобы это плохая тенденция, но нужно помнить — не всякий может позволить себе оплату учёбы или переезд в другой город. Поэтому сейчас очень остро ощущается сокращение выбора места обучения — у многих становится всё меньше возможностей найти то, что подойдёт им и условиям, в которых они оказываются. Вариативность учебных заведений и их программ помогает найти каждому свою нишу (даже если и достаточно узкую), наиболее удобный расход финансов, а главное — удачный и понятный подход к восприятию учебного процесса.
Можно долго спорить о частных и небольших вузах, о качестве образования в них, но проблема давно пошла дальше. Теперь просто неясно — кто следующий, какое учебное заведение не устроит вновь. А главное, не всегда понятно, что именно было не так. Неужели те «ошибки», что находят, настолько катастрофичны? Или программы просто не вписываются в так удобно построенные рамки? И неважно, что многим нормам впору измениться, поспевая за временем и отвечая запросам нового общества. Хотя, судя по развернувшейся полемике, перемены всё же грядут. Вопрос только в том, какие?..
Санкционные меры – это искусственные барьеры на пути взаимовыгодного сотрудничества. Их использование против одной стороны неизбежно бумерангом возвращается ко всем – чему свидетельством является заметное замедление общей мировой экономики, которую откровенно штормит.
Как бы ведущие силы не разделяли мир на национальные или региональные сегменты – они, словно разные океаны планеты, соприкасаются и взаимно влияют друг на друга; иными словами, экономика XXI века всегда была и будет глобальной.
Крайне интересной формой хозяйствования в недалеком будущем станет международное экономическое сотрудничество на уровне муниципалитетов — это новый, безопасный по своим масштабам, но в то же время не ограниченный по гибкости экономический и социальный полигон для отработки баланса занятости, производственных возможностей, логистических и экономических связей.
Фактически весь крупный бизнес, сконцентрированный на территории РФ, управляется из-за рубежа.
Восстановление суверенитета страны невозможно произвести без деофшоризации экономики и без управляющего воздействия на внутренние изменения системы и управления без военизированной финансовой структуры.
Крошечные островные государства, предоставляют услуги своих флагов огромному числу судовладельцев мира. При правильном подходе Таджикистан сможет претендовать на долю этого рынка. Создание Консорциума для полномасштабного регионального сотрудничества в сфере образования, судостроения, добычи морских биоресурсов, создания собственных флагов и их государственное администрирование, транзита может на десятилетия обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие стран Средней Азии и Центральной Азии и их политическую стабильность.
Неприятным сюрпризом для многих граждан бывшего СССР явилось подписание президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 11 октября 2017 года закона о переходе казахской письменности на латиницу к 2025 году. В интернете сразу появилось множество комментариев и вопросов, краткое резюме которых сводится к сомнениям, не повлияет ли переход на интеграционные процессы внутри ЕврАзЭС. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев напрямую обвинил казахские власти в стремлении разрушить ещё не до конца сформировавшийся союз, что многие объяснили конфликтом между двумя республиками на фоне выборов в Кыргызстане.
В результате неправильных или сознательно спланированных действий кураторов российского образования и культуры в этих областях возник системный кризис. Наиболее удручающим является то, что кризис этот вошел в стадию глубочайшей стагнации накануне электорального цикла.
Пулковская обсерватория прекратит своё существование — Российская академия наук постановила перенести астрономические наблюдения, длившиеся более ста лет. Охраняемую ЮНЕСКО территорию освобождают для израильской строительной компании. Почему потеря одной из старейших обсерваторий в мире станет результатом утраты Россией независимости в научной отрасли и чьи интересы отстаивает РАН — науки или иностранного инвестора?